• +7 (47366) 4-71-45
Дубрава, Центральная пл, 9

Эссе

                                                                                   Учитель! Сколько надо любви и огня,

                                                                                     Чтобы слушали, чтобы верили,   

                                                                                                 чтобы помнили люди тебя…

Недавно отмечала свой столетний юбилей Данцевская школа, в которой я получила восьмилетнее образование и в которой двадцать шесть лет проработали мои родители: мама – филологом, папа – физиком и математиком(двадцать два  года из них папа был директором школы). Слушая выступления выпускников и бывших учителей этой школы, работавших с моими родителями в то время, мы с сестрой (тоже педагогом по образованию, но, в силу обстоятельств, всю жизнь проработавшей в детском саду) сидели в зале  и плакали. Сколько добрых слов было сказано в адрес папы и мамы, строгих учителей, но очень душевных людей! Как трогательно было сказано взрослым мужчиной: «Не был бы Илья Ильич таким, неизвестно, что из нас получилось бы!» А учительница, пришедшая в школу молоденькой девушкой, сказала: «Нам Анна Павловна была второй мамой».

Когда меня попросили сказать о папе как о директоре школы, но наблюдающей за ним глазами дочери, я понимала: от меня ждут и оценки деловых качеств, и личного отношения. Возраст и профессиональный опыт уже позволяют это сделать: пятнадцать лет проработала в начальных классах, восемь лет – завучем, семь лет – директором средней школы и одновременно учителем математики. Сказать-то было что, но я в очередной раз задумалась: а я правильно дорогу в жизни выбрала? Заслужу ли я таких добрых слов от выпускников своих? Там со сцены я сказала, что мы с сестрой даже и подумать не могли, что поступать можно в какое-то другое учебное заведение: только в педучилище! Ведь мы с детства впитывали азы учительской профессии. Мама садится вечером тетрадки проверять – и я куклам делаю тетрадочки, пишу что-то в них и красным карандашом ставлю оценки, да не просто так, обязательно у мамы спрошу, за сколько ошибок какая оценка ставится. Очень мне нравилось, когда мама классный уголок делала, заголовок объёмными буквами писала. Мне выдавали альбомный лист, и я в точности старалась скопировать мамины красивые буквы. А потом в педучилище завуч и другие преподаватели постоянно просили меня написать заголовки к стендам, объявления к тематическим вечерам, выпуски «Комсомольского прожектора».

     Папа с мамой подавали мне пример активной жизненной позиции. Они всегда были в гуще жизни села: папа – депутатом, мама по партийной линии агитатором, лектором. Они всегда готовили какие-то материалы, копались в газетах, журналах, коих выписывалось всегда огромное количество, не говоря уж о предметных. Они участвовали в художественной самодеятельности: играли в спектаклях, мама пела в ансамбле, да и сольно (у неё очень хороший, сильный голос). Ну разве я могла жить по-другому? Мне всё время казалось, что они ждут от меня чего-то, взгляд папы говорил: а ты-то что сумеешь?

Все четыре года учёбы в педучилище я впитывала в себя как можно больше знаний, понимая, что всё мне пригодится, когда я приду в школу.

Ещё в школе  я решила, что буду учителем математики. Во-первых, пример папы; во-вторых, хотя и с литературой дружила, и стихи писала, точность и лаконичность математики нравилась  больше; в-третьих, когда училась в седьмом классе, в школу пришла молоденькая учительница  Ткачёва (Кузьменко) Светлана Петровна, и она сама и её уроки покорили меня,  и больше я уже не выбирала ничего. Именно поэтому в педучилище посещала математический кружок, чтобы при поступлении в институт знаний хватило.

Уроков рисования мне было мало, я ходила в кружок изобразительного искусства. Уроки музыки (я выбрала баян) мне давались легко, поэтому преподаватель назначал мне занятия по два-три раза в неделю, хотя у других было одно занятие в неделю, зато со второго курса я играла в училищном оркестре. Все четыре года пела в курсовом ансамбле и хоре, и в школе потом вела хор, а в совхозном клубе организовала ансамбль, который существует до сих пор и назвать его уже можно «Дубравские бабушки». Очень любила танцевать, участвовала в инструкторских сборах перед работой в пионерских лагерях, а когда приехала работать в  район, меня приглашали в РОНО разучивать массовые танцы сшкольными вожатыми.

Я благодарна преподавателям Россошанского педагогического училища. Все творческие задатки, полученные с генами от родителей, они сумели максимально развить, чтобы я стала не просто учителем, а увлекающей за собой деток творческой личностью. Сдав выпускные экзамены и одновременно вступительные в институт (поступила на физмат ВГПИ), с красным дипломом я прибыла на работу в свой Богучарский район.

Никогда не забуду свою первую августовскую конференцию. Я стояла на сцене кинотеатра «Шторм»,  а родители с гордостью смотрели на меня из зала. Я знала, что должна стать настоящим учителем, чтобы не огорчить их, чтобы оправдать их надежды.

Папы уже не было в живых, когда мне из начальных классов предложили перейти в старшие преподавать математику и стать заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Раздумывая над предложением, я представила папу. Что бы он посоветовал? «Ты сможешь, - сказал  бы он мне.- Ты должна, если люди в тебя верят.»

Потом я стала директором школы, и уверена, что папа был бы горд.

 Однажды на районном празднике, посвящённом Дню Учителя, мы с сестрой пели: «Понимаешь, мама, я -  учитель. Видишь, я вхожу, бледнея в класс. Это мне решили поручить их – сорок душ и восемьдесят глаз…»А мама теперь уже без папы сидела в зале среди приглашённых ветеранов труда, и глаза её были полны слёз. И гордости за своих детей. И чувства исполненного долга, ведь они с папой вырастили себе достойную смену.

 Мама всегда учила: постарайся увидеть в человеке хорошее. Это стало моим педагогическим принципом. Увидеть в ребёнке хорошие черты и развить их, чтобы он вырос прежде всего добрым и порядочным человеком. А ещё каждого ребёнка надо убедить в том, что он сможет справиться с любым делом, что он талантливый, умный, и всё у него получится. Теперь это называется принципом успешности.В каждом ребенке есть своя "изюминка", своя "особинка". И задача учителя, задача школы - помочь раскрыть способности в каждом ребенке, создать условия для проявления художественных, спортивных, танцевальных, интеллектуальных задатков детей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины». Поэтому я уверена, что воспитание патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и современном воспитании детей является одной из самых актуальных и важных проблем современного общества.

Можно смело заявить, что учителя создают будущее, они формируют завтрашний облик общества, страны, мира, ведь они сегодня учат и воспитывают тех, кто завтра будет управлять государствами, делать научные открытия, создавать красоту вокруг нас, то есть определять развитие человеческой цивилизации. Учитель – это живое звено между прошлым и будущим, это спортсмен с эстафетной палочкой, это проводник  человеческого опыта, знаний и свершений.

Важная составляющая мастерства учителя – это искренняя увлечённость своим предметом. Но этого мало, учителю необходимо оставаться актуальным в своей профессии, успевать следовать за изменениями  в жизни. Мы сталкиваемся с такими чертами современного мира как неопределенность будущего, отсутствие канонов в культуре и искусстве, множественностью культур, стремительным развитием технологий, динамичным изменением жизни в целом. К нам приходят ученики, для которых происходящее на экране планшета порой реальнее, чем живое слово учителя в классе. Сегодня на смену культу успеваемости и дисциплины приходит ориентация на личность с её притязаниями на своё место в новом мире. Поэтому сегодня на уроке ученики должны смотреть на учителя не снизу вверх, как это было совсем  недавно, а как на равного партнёра, который просто поможет им разобраться в огромной массе информации.Перед учителем встает вопрос: как учить, какие методы и технологии выбрать? Необходимо не только научить, а помочь ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания.   На своих уроках я применяю некоторые личностно-ориентированные технологии обучения. Во-первых, это игровая технология, которая позволяет улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку. Во-вторых, это технология обучения в сотрудничестве, в команде, в паре, которая имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что особенно важно при обучении по ФГОС. Также я использую на уроке элементы технологии развивающего обучения, когда новое знание не вводится в готовом виде, а учитель создаёт ситуацию поиска способа решения, где каждая высказанная учеником гипотеза (неважно, верная или нет) рассматривается как важный шаг на пути к результату.

Использование информационных технологий – это еще один неотъемлемый аспект деятельности современного педагога. ИКТ существенно повышают профессиональные возможности учителя, расширяют границы его педагогической культуры, позволяют быть на одной волне с учениками. Что у меня пока не очень получается -это  проектная технология, которая дает ученикам возможность к свободному творчеству и самовыражению, но опирается на освоенный учебный материал.

Разнообразие педагогических технологий, умение выбрать наиболее подходящие приемы и техники на каждом этапе обучения и воспитания являются важной составляющей мастерства современного учителя.

А благодарность за труд – слова ученицы: «Я в нашей группе по математике – лучшая. Спасибо вам.»